Философский квартирник / КИЕВ / 02 ноября 2019
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
«ЗЕРКАЛО»
Шедевр мирового кино в поле нашего зрения – произведение Тарковского «Зеркало».

Мы уже размышляли над «Андреем Рублёвым» и, встречаясь с Бергманом, слышали его восхищение
Тарковским и, прежде всего, способностью Тарковского видеть-и-показывать Сновидение.
Быть может сам феномен Сновидения окажется одной из тем нашей медитации. Конечно же, было бы совсем не лишним пересмотреть все фильмы гениального режиссёра.

Задание для участников квартирника остаётся по сути прежним: увидеть фильм глазами Автора и определить круг его собеседников. При этом мы продолжаем формировать онтологическую поэтику, формируя оптику и взгляд на искусство вне времени и пространства.

Просьба посмотреть фильм Тарковского «Жертвоприношение».
Желательно посмотреть все его фильмы.

Дополнительные вопросы:
1) Реальное и ирреальное у Тарковского?
2) Метафора в кинематографе?
3) Монтаж и принцип монтажа у Тарковского?
4) О чём фильм?
5) Проблема Автора?

ПРИЛОЖЕНИЕ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО КВАРТИРНИКА:
ДО И ПОСЛЕ БЕРГМАНА – АВТОР ГЛАЗАМИ АВТОРА
ОПЫТ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ЭКЗИСТЕНИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ

ХХ век устами постструктуралистов и отцов постмодерна провозгласили смерть Автора, а современную литературу обвинили в метафизическом плагиате. Цитата. Вспомним известное эссе Борхеса «Жан Менар автор «Дон Кихота». От корки до корки процитированный текст романа оказывается оригинальным произведением искусства, поскольку написан в ХХ столетии и обрёл жизнь в другом историческом контексте нежели произведение Сервантеса.

Слишком человеческая линейная история не знает тупиков и разрывов событий и падений становления Личности, но существует и забытая ныне история Личности. События в которых открывается сущность Становления Человеком обладают иной временной имманентностью нежели сингулярная
имманентность Современника. Можно сказать это трансцендентная
смысловая имманентность – имманентность разрыва и перехода мыслящего из мира сотворённого в его собственную возможность. Именно такой и должна быть история искусства и поэтика Автора. Именно такую поэтику пытался создать О. Мандельштам в «Слове о Данте».

Войти в темпоральность, историчность и событие Автора одна из задач онтологической герменевтики и ПС поэтики. Как же увидеть истину и мир ухом и глазом, слухом и взглядом Автора и его онтологического собеседника (снова вспомним Мандельштама). Любой автор Произведения «знает» то, что сама
причина, сам исток его события в произведении (тексте, картине, фильме, опере…) невыразима и невообразима, но определена экзистенцией, Автор которой возникает благодаря высказыванию и самому акту художника.

Художественное высказывание в его символическом объекте, то есть
произведении, предваряет и замысел и цель и даже субъект высказывания, но сам Автор, как причина того, что порождает смысл существования и тексты, ускользает от понимания онтически
(предметно и объектно) ориентированного читателя или зрителя, критика или искусствоведа.
Вопрос о том, Как оказаться в «месте» Автора и заговорить с реальным автором, который вовсе
не обязательно находится в этом «месте». В значительной степени нам помогают это увидеть
поэты и философы, мистики и метафизики. Достоевский пишет «Дневник писателя»,
Мандельштам «Четвёртую прозу», Бергман «Исповедальные беседы»… М. Бахтин, размышляя об
авторе, указывает на двойную рефлексию художника: во-первых, личной жизни в пространстве
художественного произведения, во-вторых, художественной реальности в экзистенции личной
жизни. Со времён Платона и Аристотеля мы имеем дело с искусством как феноменом
познавательно-воспитательной функции, причём Платон с крайним недоверием относится к
поэзии, вплоть до изгнания таковых из идеального государства. Стоит также вспомнить
платоновский диалог «Парменид» и определение искусства, как способности не только
реализовать, но и передавать собственное умение другим. Полагаем речь идёт не об умении
воспроизводить тот или иной навык воспроизводства общезначимой практики, но об умении и
способности быть особым образом – транслировать личностный смысл и реализовать форму в
символическом событии.
Конечно же речь идёт и катарсисе как основном эффекте художественного события и со-бытия.
Каковы же принципы и априори онтологической поэтики и герменевтики в регистре Автора и
релевантного собеседника? Мы едва лишь намечаем этот свод в перспективе дальнейшей
разработки пространства альтернативной поэтики и герменевтики.
Во-первых, речь идёт о «месте» Автора в структуре самого произведения. Это вовсе не
персонифицированный автор (к примеру, подросток в «Подростке» Достоевского, хотя Заратустра
в Ницше едва ли не склеен с Автором).
Во-вторых, о символическом порядке, в котором сформирован эстетический и поэтический
объект и о границе и функции этого объекта.
В-третьих, о функции и Онтологическом статусе Автора и Собеседника в контекстах
исторического Становления Личности.
В-четвёртых, о координатах времени и пространства Автора и Собеседника.
В-пятых, о проблеме, разрыве и горизонте авторского проекта в его собственном хронотопе.
В-шестых, об авторских ценностных априори и имманентных средствах трансляции и реализации
позиции Автора.
В-седьмых, об интенциональных горизонтах Автора в произведении (драматургии, поэзии,
музыке, эпосе и так далее).
В-восьмых, об экзистенции и историографии произведения и Автора в апокалипсическом
пределе.

Временная рамка (по Киеву):
02-го ноября, с 18:15 до 20:30.

Адрес: ул. Раисы Окипной, д. 7а, кв. 110, подъезд 3

Возможно участие по Skype.
Ведущий квартирника
Игорь Евгеньевич Винов
Президент «Всемирной организации проблемно-символического подхода», Председатель Научно-методического Совета, Автор Проблемно-символического подхода, Доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (г. Геттинген, Германия), психотерапевт МОКПО (IGKB), психоаналитик, основатель Киевской Школы Мышления.
Запись и вопросы:
Александра Александровна
Телефон: +38 050 243 31 95
Если тема публикации вам интересна, расскажите о ней друзьям. Спасибо!