А именно в вопрошании о собственных основаниях и духовном (то есть экзистенциально-онтологическом) предназначении.
В этой же (проблемной) ситуации субъект приспособления теряется среди людей и, избегая открытия, превращается в объект онтического воспроизводства и в субъект в психоаналитическом смысле слова.
Онтическое Я поддерживает приоритетный объект и удерживается в поле мышления и речи посредством системы значений и норм, избегая открытия и проблемных ситуаций.
Именно при постановке под вопрос собственного (уже случившегося) способа бытия в целом Человек обретает возможность бытия к собственной причине и мышления помимо наличного существования и системы знаний. Поэтому подлинное мышление – то есть становление – и становление Человеком начинаются с проблемного состояния души и идентификации проблемы.
Возможность и способность к проблематизации формируются в доонтологическом культурно-средовом пространстве посредством альтернативной ПС педагогики – люди должны быть подготовлены к бытию Человеком. Это первый (или же нулевой) принцип определяющий наше мышление в перспективе формирования личной онтологии и методологии мышления.
Констатируем положения, которое вытекает из этого принципа: если люди не меняются и определены наличным существованием, то Человек – это произведение проблемной идентификации, самоопределения и выбора проекта её решения, то есть начала становления.
Из этого положения вытекает различение бытия человечества на два основных формата: 1) бытие Человеком, и это всегда реализация авторского проекта собственной жизни в горизонте личного смысла и 2) бытие людьми, то есть бытие субъектом существующей наличной системы знаний в горизонте социального значения (индивидуальная стратегия при этом в каждом отдельном случае обслуживает воспроизводство приоритетного объекта, то есть симптома, в социально безопасных условиях).
Как мы покажем ниже один формат не существует без другого, но с различной онтологической доминантой. Отсюда дополнительный к первому принципу принцип 1-А: Человек и человечество по сущности не есть, но становится, то есть Человек – это становление и реализация собственной онтологически поставленной возможности.
Этот тезис подтверждается при обращении к феномену Человек в любой экзистенциально значимой для самого исследователя ситуации. Я в состоянии вопрошания, Я в проблемном состоянии не тождественно себе наличному существующему, но возможно и действительно в проекте становления.
Из этого места и состояния только и возникает любое открытие и само понимание, но как только мы попытаемся дать этому сущностному состоянию гносеологическую характеристику и методическое обоснование, очевидный факт и трансцендентально редуцированный феномен превратится (пытаемся — превращается) в пустую дефиницию типа: homo созидающий, homo мыслящий и т. д.
Поэтому принципы онтологического порядка всегда для обыденного сознания парадоксальны и психологически невыносимы.
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!